Сегодня немного порассуждаем об изменениях, которые нас ожидают по линии образования. Для тех, у кого стиль жизни неразрывно связан с принципом "учусь всю жизнь", любое изменение в этой системе не менее чувствительно, чем для любого свеженького студента.
Образовательный процесс увязывает следующие аспекты: количество бюджетных мест, стоимость платного года, налоговые годы выпускников, кредиты на обучение и их стоимость, насыщенность программы обучения, наличие практик и стажировок, оплата педагогам, посещаемость, военная обязанность, изменение уровня квалификации специалистов, мотивация к научной деятельности, стоимость повышения степени, стоимость дополнительного образования - это только то, что влечет за собой потенциальные первичные изменения.
Первым делом, стоит просмотреть статистику "выбывания" с обучения, не каждый поступающий завершает полный цикл обучения. НИУ ВШЭ говорили о каждом пятом выбывающем в 2016 ( https://www.mskagency.ru/materials/2609497). Сам Минобрнауки говорил об около 100 тысячах студентов бросающих учебу каждый год ( https://news.rambler.ru/education/44254986-rossiyskie-studenty-stali-chasche-brosat-uchebu-v-vuzah/ ). Основная причина, конечно, финансовая. Поэтому, самым важным фактором является увеличение бюджетных мест на старых-новых программах, ведь, если процесс обучения увеличивается на год, финансовый фактор давит на студента сильнее.
Стоимость платных мест неминуемо увеличивается. Будет больше бюджетных мест или нет. Цена одного года гуманитарных программах, в среднем, 160 тысяч в год, без книг и обучающих материалов, питания, проживания, дополнительных расходов по специальности и "студенческой жизни". Не помню, когда можно было обеспечить такие расходы со стипендии до 4500 рублей ( https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/47766/ ) - в среднем стоимость "студенческого месяца" выходит от 30 тысяч (одно питание в месяц) до 900 тысяч в год (без изысков) - БЕЗ стоимости самого обучения.
То есть, в грубых подсчетах, дополнительный год обучения стоит 1 миллион рублей!
В налогах, потерянные возможности бюджета страны за год составляют миллиарды, при условии реальности статистических данных Минобранауки о выпускниках ВУЗов, 89% трудоустройства в течение года, пример 2021 года ( https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650/ ), при общем количестве выпускников 746,6 тысяч, при средней зарплате выпускника около 30 тысяч рублей (по стране), и ставке НДФЛ 18%.
Кредитование обучения во всем мире - самая долго-живущая кабала. В России, Сбербанк выдает льготный кредит с господдержкой, под 3%, до 15 лет погашения тела кредита, без залога. Мультипликатор суммы обучения с процентными выплатами, примерно, 1.34, то есть при общей сумме займа 640 тысяч (по 160 тысяч за год обучения), выплачивать будете сумму на 34% больше. Свой расчет вы можете произвести самостоятельно ( https://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/credit_na_obrazovanie#calculator ) Погашать тело кредита вы начинаете через 9 месяцев после обучения. Предполагаю, что банки, в новых условиях, просто растянут время своего заработка до 4х лет, а суммы выплат тела, соответственно, увеличатся. Затянется ли срок выплат, с 19 лет до 25, пока не понятно, однако, то, что эта "ипотека на знание" будет висеть на вас долго - факт. И это еще не сама ипотека. Долгие кредиты имеют одну неприятную особенность, так как они, зачастую, не обеспечены, риски невозврата увеличивают мультипликатор. Про часть суммы погашения кредита из поддержки госбюджета пока умолчим.
Теперь давайте рассмотрим, насколько могут изменится обучающие программы. Какие специалисты, существующие на данный момент, могут "заполнить вакуум" дополнительного года? Кто их взрастил? Никто! Самым адекватным наполнением может лишь послужить отраслевая практика, напрягаем предприятия и бизнес, и исследовательские работы, напрягаем профессуру и кураторов исследовательских работ. Размазывать программу на дополнительный год не имеет смысла. За неимением профессиональных кадров для "дополнительной ценности", на данный момент таких можно только взращивать. "Живая" практика и самостоятельные исследования, на мой взгляд, максимум, что можно добиться в краткосрочной перспективе.
У педагогов часов в сутках 24, как у всех живых. При средней заработной плате 94,5 тысяч рублей, по данным исследования НИУ ВШЭ за 2021 год ( https://www.hse.ru/data/2022/01/21/1754167392/ib_15_2021.pdf) к кадровым составам ВУЗов, особенно после начала СВО, постоянно возникают квалификационные вопросы. Как "растягивание" программ "упадет" на редеющий преподавательский состав - скоро увидим.
Продолжение следует...
Образовательный процесс увязывает следующие аспекты: количество бюджетных мест, стоимость платного года, налоговые годы выпускников, кредиты на обучение и их стоимость, насыщенность программы обучения, наличие практик и стажировок, оплата педагогам, посещаемость, военная обязанность, изменение уровня квалификации специалистов, мотивация к научной деятельности, стоимость повышения степени, стоимость дополнительного образования - это только то, что влечет за собой потенциальные первичные изменения.
Первым делом, стоит просмотреть статистику "выбывания" с обучения, не каждый поступающий завершает полный цикл обучения. НИУ ВШЭ говорили о каждом пятом выбывающем в 2016 ( https://www.mskagency.ru/materials/2609497). Сам Минобрнауки говорил об около 100 тысячах студентов бросающих учебу каждый год ( https://news.rambler.ru/education/44254986-rossiyskie-studenty-stali-chasche-brosat-uchebu-v-vuzah/ ). Основная причина, конечно, финансовая. Поэтому, самым важным фактором является увеличение бюджетных мест на старых-новых программах, ведь, если процесс обучения увеличивается на год, финансовый фактор давит на студента сильнее.
Стоимость платных мест неминуемо увеличивается. Будет больше бюджетных мест или нет. Цена одного года гуманитарных программах, в среднем, 160 тысяч в год, без книг и обучающих материалов, питания, проживания, дополнительных расходов по специальности и "студенческой жизни". Не помню, когда можно было обеспечить такие расходы со стипендии до 4500 рублей ( https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/obrazovanie/47766/ ) - в среднем стоимость "студенческого месяца" выходит от 30 тысяч (одно питание в месяц) до 900 тысяч в год (без изысков) - БЕЗ стоимости самого обучения.
То есть, в грубых подсчетах, дополнительный год обучения стоит 1 миллион рублей!
В налогах, потерянные возможности бюджета страны за год составляют миллиарды, при условии реальности статистических данных Минобранауки о выпускниках ВУЗов, 89% трудоустройства в течение года, пример 2021 года ( https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/nauka-i-obrazovanie/56650/ ), при общем количестве выпускников 746,6 тысяч, при средней зарплате выпускника около 30 тысяч рублей (по стране), и ставке НДФЛ 18%.
Кредитование обучения во всем мире - самая долго-живущая кабала. В России, Сбербанк выдает льготный кредит с господдержкой, под 3%, до 15 лет погашения тела кредита, без залога. Мультипликатор суммы обучения с процентными выплатами, примерно, 1.34, то есть при общей сумме займа 640 тысяч (по 160 тысяч за год обучения), выплачивать будете сумму на 34% больше. Свой расчет вы можете произвести самостоятельно ( https://www.sberbank.ru/ru/person/credits/money/credit_na_obrazovanie#calculator ) Погашать тело кредита вы начинаете через 9 месяцев после обучения. Предполагаю, что банки, в новых условиях, просто растянут время своего заработка до 4х лет, а суммы выплат тела, соответственно, увеличатся. Затянется ли срок выплат, с 19 лет до 25, пока не понятно, однако, то, что эта "ипотека на знание" будет висеть на вас долго - факт. И это еще не сама ипотека. Долгие кредиты имеют одну неприятную особенность, так как они, зачастую, не обеспечены, риски невозврата увеличивают мультипликатор. Про часть суммы погашения кредита из поддержки госбюджета пока умолчим.
Теперь давайте рассмотрим, насколько могут изменится обучающие программы. Какие специалисты, существующие на данный момент, могут "заполнить вакуум" дополнительного года? Кто их взрастил? Никто! Самым адекватным наполнением может лишь послужить отраслевая практика, напрягаем предприятия и бизнес, и исследовательские работы, напрягаем профессуру и кураторов исследовательских работ. Размазывать программу на дополнительный год не имеет смысла. За неимением профессиональных кадров для "дополнительной ценности", на данный момент таких можно только взращивать. "Живая" практика и самостоятельные исследования, на мой взгляд, максимум, что можно добиться в краткосрочной перспективе.
У педагогов часов в сутках 24, как у всех живых. При средней заработной плате 94,5 тысяч рублей, по данным исследования НИУ ВШЭ за 2021 год ( https://www.hse.ru/data/2022/01/21/1754167392/ib_15_2021.pdf) к кадровым составам ВУЗов, особенно после начала СВО, постоянно возникают квалификационные вопросы. Как "растягивание" программ "упадет" на редеющий преподавательский состав - скоро увидим.
Продолжение следует...